Назад к списку

О стыде в психотерапии

В повседневной жизни пристыжение — широко используемое оружие для подавления, ослабления или попытки сделать другую сторону беззащитной. Запрет, наказание, унижение и пристыжение используются параллельно и как воспитательные методы. 


 Базовая форма стыда - это тревога младенца, вызванная незнакомцем. Когда ребенок доверчиво протягивает руки к взрослому, и затем осознает, что это не его мать. 

 В раннем возрасте он прекращает тянуться, отворачивает голову, прячет лицо и начинает плакать. 

 В ходе развития, если ребенок не встречает ставшего привычным взгляда матери, он стыдится своих ложных ожиданий. 


Мы сталкиваемся с сильной проблемой стыда у таких пациентов, которые были травмированы в раннем детстве. Они остаются узниками стыда, как это часто происходит с жертвами жестокого обращения, травли в школе или избитыми супругами и стыдятся своей неспособности пробудить принятие и понимание в тех, от кого они зависят (Киллборн «Исчезающие люди»).


 Недостаток понимания или унижение в отношении родителей к своему ребенку отражает их собственную трагедию. 


 Не редкость, когда родитель решает свои собственные проблемы со стыдом за счет ребенка. Единственное, что является сколько-нибудь стоящим для них в ребенке — это то, что позволяет родителю почувствовать себя успешным отцом или матерью, или то, чем отец или мать могут гордиться. 


 В основе тюрьмы стыда у анализируемого может лежать переживание стыда из детства родителей или постыдная семейная тайна, которую анализируемый был назначен исправить, или сам определил себя для этой цели. 


 Многие пациенты воспринимают терапевтическую ситуацию как опасную, поэтому психотерапевт должен понимать, что представляет угрозу для пациента, так как «видит» то, что должно остаться неизвестным. 


 Небольшая зарисовка

Обсессивный пациент будет переполнен страхом, что обнаружатся его грязные привычки поковырять в носу или понюхать вчерашние носки. Он будет особенно озабочен той грязью, которую приносит на интервью — на своей обуви или на грязных руках. 

 Можно увидеть обе стороны конфликта, когда он говорит:«Я только хочу помыть руки, прежде чем мы начнём», а потом оставляет грязь в раковине и вытирает свои мокрые грязные руки о полотенце.Привлечение внимания к такому поведению вызывает интенсивный стыд и униженность. 

 Его можно обсуждать через много сессий, и даже тогда терапевт должен быть тактичным. Клиницист может поинтересоваться: «А какое ваше поведение часто критиковала ваша мама?» 

 И если пациент ничего не скажет, то можно задать вопрос на тему чистоты, позднего времени, беспорядка, беготни по лужам или складывания одежды на место. Если пациент сначала не может ничего сказать в ответ на общий вопрос, но у него появляются воспоминания на более специальный вопрос, то эта тема заслуживает подробного исследования.