Понятие эмпатии довольно современно по своей концепции и, возможно, до сих пор не очень хорошо понято. Сам термин пришел в научную психологию в начале XX в. из философии.
В общем смысле эмпатия — это способность занимать позицию другого (Mead, 1934). Однако, эмпатию следует отличать от симпатии, в которой присутствует элемент согласия с тем, что чувствует другой, и, следовательно, большая мера эмоциональной вовлеченности (Grinson).
Исследования рассматривают способность человека к эмпатии как часть эволюционного наследия и показывают, что многие животные демонстрируют эмпатически мотивированное поведение. Помимо приматов, у которых такое поведение ожидалось, к ним относятся, например, вороны, мыши, крысы и собаки, проявляющие эмпатическое поведение по отношению как друг к другу, так и к людям. (F. de Waal и др.)
С физиологической точки зрения за эмпатию отвечают зеркальные нейроны: если мы наблюдаем какое-то действие или состояние другого человека, в нашем мозге возбуждаются те же отделы, как если бы мы чувствовали или действовали сами.
Однако, не всегда эти нейроны могут работать правильно. Например, при нарушениях внутриутробного развития или повреждений во время рождения, а также генетически обусловленных. К счастью, качество современной медицины позволяет снизить количество подобных случаев.
Далее в развитии эмпатии важную роль играет первый контакт и его качество.
Переживание младенцем эмпатического отзеркаливания заботящегося лица — необходимая составляющая в развитии зрелого Я (Kohut).
Именно через этот процесс закладывается способность понимать сначала свои чувства, а затем и чувства других людей.
При этом предполагается, что сознательная эмпатия у маленьких детей не развивается до конца второго года.
Тем не менее, социальное поведение детей меньшего возраста интерпретируется в науке как «эмоциональное заражение».
Его можно обнаружить, когда дети повторяют друг за другом какое-то проявление себя, заражаясь, например, плачем.
Выделим уровни становления эмпатии:
(1). Ответная эмоциональная реакция по типу заражения, примитивная эмоциональная идентификация.
(2). Сопереживание и сочувствие как более сложные формы соучастия в эмоциях другого, разделения их.
При заражении эмоциями другого теряется тестирование реальности и контроль. Так вместо поддержки и разделения переживаний, облегчения тревоги, их получается лишь увеличить.Исследования граней эмпатии ведутся до сих пор, однако истинной эмпатией зрелой личности считается уровень (2).
Любое тщательное обсуждение зрелой эмпатии должно происходить наряду с рассмотрением семейства эмоций, которое включает сочувствие, сострадание, жалость, милосердие и любовь.
А также то, как они, в свою очередь, связаны с разумом, рациональностью и волей (т.е. собственным желанием к пониманию другого человека).