Назад к списку

Психосоматика в психоанализе. Чувства неуместны

Болезнь - это способ что-то выразить. Когда человек не может выразить это словами, чувствами, берёт слово болезнь. (Ф. Дольто). 


Мы очень многое в себе подавляем: не принимаемые обществом эмоции; неуместные чувства из желания уберечь семью; проявления, которые, по нашему мнению, покажут нас слабыми, в том числе перед самим собой..Почему-то физическая, соматическая боль не считается такой позорной, как душевная. Может быть, оттого, что её сложнее прятать, и она стала чем-то естественным, в отличии от старательно скрываемых терзаний внутренних. 


Психосоматика — Заболеть, чтобы выжить.

Болезнь — первичный способ коммуникации с тем, от кого зависит жизнь. Через простуду, кожные высыпания, боль в животе младенец/ребёнок пытается сообщить нечто важное маме. Например, говорит о чрезвычайном дифиците внимания. В своей работе М.Фэн (1993) пишет о том, что человек заболевает не для того, чтобы умереть, а в последней надежде, благодаря заболеванию, реорганизоваться. 


М.Айзенштайн пишет: «соматизация — это отчаянная попытка выжить. Это попытка быть не только услышанным, но и увиденным так или иначе. Парадоксальным образом, заболевая даже тяжелой болезнью, человек получает возможность передохнуть, остановившись на перепутье. А помощь и внимание медработников и близких помогает человеку ренарциссизироваться, т.е. реорганизовывать энергию жизни и разрушения, направленные на себя. Лично мне знакома как минимум пара случаев, когда пациент после затяжной и мучительной клинической депрессии, описываемой состоянием умирания тела (истощение, нарушения в работе сердца, головокружение) и психики (снижение способности контактировать с внешней и внутренней реальностью) признавал, что никогда и не жил прежде, излечивался и начинал жить.


 Во взрослом возрасте подпитку своего Я психосоматикам обеспечивает слияние с социумом, ради которого они жертвуют собственной индивидуальностью. Внешне это самые незаметные, конформные люди. К.Смаджа охарактеризовал таких людей выражением «греху здесь места нет».