Назад к списку

Роль детского травматического опыта в развитии депрессии во взрослом возрасте

Среди психических расстройств современности депрессия является одним из наиболее широко распространенных заболеваний. Согласно статистике, в течение жизни риск развития униполярной депрессии достигает 20% [5]. В рамках комплексного подхода к лечению депрессий применяется не только медикаментозная помощь, но и психотерапевтическая, однако возникает вопрос, почему одни люди предрасположены к депрессии, а другие не испытывают ее никогда.


Психоаналитики, занимающиеся теорией развития, полагают, что отношение ко взрослой жизни определяется семейным опытом в раннем детстве. К. Абрахам считал, что пациенты, склонные к депрессии, в детстве подвергались фрустрациям, нанесшим ущерб их нарциссизму [1]. Р. Шпиц говорил об анаклитической депрессии, развивающейся в результате частого или длительного отсутствия матери или ее отстраненного отношения, и оставляющей след в психике, способный проявиться сквозь годы [3]. А. Грин говорил о потере материнского объекта, физически присутствующего, но отсутствующего психически [2].Опираясь на идеи психоанализа, мы предполагаем, что фактором развития депрессивного расстройства во взрослом возрасте могут стать стрессовые события, идентифицируемые пациентом как психические травмы, полученные в родительской семье в возрасте до 12 лет, подготовившие психику к определенным негативным реакциям.Целью исследования является описание и анализ связи между видами психических травм, полученных в детском возрасте (до 12 лет) и депрессией у взрослых.


Гипотеза: Переживание травматического опыта в детстве является предиктором развития депрессии во взрослом возрасте.Задача: Определить, как различные виды травм, полученные в детстве, связаны с предрасположенностью к депрессии во взрослом возрасте.Под травмами мы понимаем переживание сильного стрессового события, с которым психика ребенка не была способна справиться самостоятельно. З. Фрейд писал: «психическая травма или воспоминание о ней действуют подобно чужеродному телу, которое после проникновения внутрь еще долго остается действующим фактором» [4]. 


Травма может быть отреагирована как немедленно, так и в отсроченном варианте – если реакция подавляется, связь аффекта с воспоминанием сохраняется, трансформируясь во что-то иное, в том числе приводя к депрессивным состояниям. Долгое время психиатрия игнорировала последствия хронических психических травм. Лишь в последней версии МКБ-11 обращают внимание на феноменологию длительного стресса и его последствия в отложенном периоде, в том числе касающиеся отношения к самому себе. Диагностические описания вводимого понятия «‎Комплексное ПТСР»‎ включают реакцию на множественные или повторяющиеся тяжелые события, к воздействию которых субъект недостаточно подготовлен, как, например, в детстве. В большинстве случаев их можно отнести к формам межличностного насилия. В соответствии с гипотезой было проведено эмпирическое исследование.ВыборкаВ исследовании участвовало 54 человека, мужчины и женщины в возрасте от 18 до 48 лет (Ме=31,277), выборка была поделена на две группы.


Экспериментальную группу (N=35) составили лица обоих полов в возрасте от 18 до 48 лет (Ме=31,428), наблюдающиеся у врачей-психиатров частной практики, имеющие клинически диагностированную депрессию: F32.0 (N=9; 16,7%), F32.1 (N=9; 16,7%), F32.2 (N=17; 31,5%).Контрольную группу (N=19; 35,2%) составили лица обоих полов в возрасте от 22 до 48 лет (Ме=31,157), никогда не обращавшиеся за психологической помощью, в т.ч. с депрессивной симптоматикой.


Методики исследования

Для подтверждения гипотезы были использованы следующие методики: 1. Шкала депрессии Бека (в адаптации Н.В. Тарабриной, 2001) и 2. Опросник депрессивных состояний НИПНИ им. Бехтерева, позволившие оценить наличие на момент исследования депрессивного эпизода, в т.ч. для удовлетворения критериям контрольной группы. 3. Тематический апперцептивный тест (ТАТ), по инструкции Л. Беллака, направленный на выявление пережитого детского травматического опыта: мужчинам предъявлялось 13 карточек (1; 2; 3BM; 4; 5; 6BM; 7BM; 11; 12M; 13MF; 15; 17BM; 18B), женщинам - 14 (1; 2; 3BM; 3GF; 4; 5; 6F; 7GF; 9GF; 11; 12F; 13MF; 15; 18GF). 4. Childhood Trauma Questionnaire (CTQ-SF) (Bernstein D.P. et al., 2003, в адаптации Н.С. Наумчук), позволяющий ретроспективно оценить воздействия жестокого обращения в детстве. 5. Психологическое полустандартизированное интервью, позволяющее прояснить биографические данные и отношение респондента к ним.Выделено пять форм жестокого обращения в детстве: 1. Сексуальное насилие; 2. Физическое насилие; 3. Эмоциональное насилие; 4. Физическое пренебрежение; 5. Эмоциональное пренебрежение и два ранга их тяжести: «‎минимально»‎ – эпизодов не было; были незначительные, не вызывают аффект и «‎существенно»‎ – эпизоды были, воспоминания болезненны. Статистическая обработка данных проводилась с применением пакета SPSS Statistics 25.0: логлинейный анализ и хи-квадрат.


Результаты исследования

Для решения задачи исследования был проведен логлинейный анализ данных, показавший связь с диагнозом всех возможных комбинаций жестокого обращения в детстве. Для подбора модели использовался метод пошагового исключения. На уровне К-факторных эффектов обнаружено наличие связей двух переменных (p=0,000; χ²= 4056,021). Определено, что с формированием депрессии во взрослом возрасте согласованно связаны «эмоциональное насилие» (p=0,001) и «эмоциональное пренебрежение» (p=0,005). Для понимания механизма связи использован критерий хи-квадрат.Связь между диагнозом и эмоциональным насилием достигает высокого уровня значимости (p=0,001; χ²=15,428; ст.св.=3). Таблица сопряженности подтверждает, что при увеличении значения полученной травмы (ранг «существенно») возрастает и тяжесть диагноза; реальное количество для депрессивного эпизода тяжелой степени выше ожидаемого (12>6,6), для контрольной группы ниже ожидаемого (3<7,4). Связь между переменными достигает среднего уровня (V=0,535). Связь между диагнозом и эмоциональным пренебрежением также имеет высокий уровень значимости (p=0,013; χ²=10,813), однако, в связи с нарушением правил минимального значения для ячеек использовалось слияние рангов с депрессивными эпизодами в один.


Анализ критерия хи-квадрат показал, что связь достоверна (p=0,11; χ²=6,517; ст.св.=1). По комбинационной таблице видно, что, по сравнению с контрольной группой, экспериментальная обладает значительно большими значениями (ранг «существенно») эмоционального пренебрежения; реальное количество для диагноза выше ожидаемого (13>9,1), для контрольной группы ниже ожидаемого (1<4,9). По таблице симметричных мер определено, что связь достигает среднего уровня (p=0,11; φ=0,347). Обсуждение результатовВ настоящем исследовании с высокой степенью достоверности установлено, что наиболее значимыми для развития депрессии во взрослом возрасте являются следующие согласованно связанные виды жестокого обращения в детстве: эмоциональное насилие и эмоциональное пренебрежение. При этом не установлено достоверной связи депрессии с травмами физического характера (физическое насилие, физическое пренебрежение). Жестокое физическое обращение с ребенком, возможно, дает больше возможностей для отреагирования, защищая психику от формирования травмы. Это предположение может быть темой следующей работы. Отдельно стоит говорить про сексуальное насилие, однако, в нашем исследовании объем материала по данному виду травмы для выводов недостаточен.Проведенный анализ показал, что связь между психологическими детскими травмами и депрессией во взрослом возрасте носит равномерный положительный характер – чем выше уровень травматического воздействия в детстве, тем более серьезны проявления депрессии во взрослом возрасте и тяжелее диагноз. Гипотеза нашла свое подтверждение.


Выводы

Исследование было направлено на выявление отношений к собственному детству и переживаний травматического опыта у взрослых пациентов с депрессией, а также на установление связи травм, полученных в детстве, с развитием депрессии в отложенном периоде, во взрослом возрасте. Проведенный анализ подтвердил предположение о том, что депрессия развивается на уже подготовленной почве. В связи с тем, что связь между депрессией и психологическими травмами, полученными в детстве, носит явный характер (достигает среднего уровня по материалам настоящего исследования), представляется возможным для лечения депрессии использовать богатый материал, накопленный в рамках психоаналитической традиции. Учитывая широкое распространение депрессивных расстройств, результаты настоящего исследования могут быть полезны для психотерапевтической практики и профилактики депрессии. 


...Дорогие читатели и коллеги,Я не имею возможности своевременно дублировать на сайте все психоаналитические размышления. Вы можете больше постов найти в моем ТГ: @psy_naumchuk, https://t.me/psy_naumchuk 

 Я -- Психоаналитический психотерапевт ОПП, клинический психолог. Принимаю очно в Москве, кабинет на Проспекте Мира.Супервизор сервиса YouTalk и аспирант ИП РАН.